Наши представления о пище обычно ограничиваются содержанием в ней белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Мы знаем, какие продукты обязательно надо вводить в свой рацион, а от каких воздерживаться, как питаться при том или ином заболевании, излишней полноте или худобе. Но можно ли с помощью пищи стать грозным воином, умиротворенным созерцателем, или ловким торговцем? Какая пища помогает успокоить гнев, пробудить решимость, ослабить тягу к безделью и лени? На эти странные для нас вопросы в Древней Индии был дан ответ. И не просто ответ, а целая философская система…
Три гуны — три качества мира
Индийские философы уже в глубокой древности знали, что качества людей, так же, как и характер пищи, — всего лишь частные проявления неких общих качеств материи нашего мира. Эти качества, или категории, называются гунами, которых всего три: саттва, раджас и тамас.
Саттва — гуна благости, покоя, счастья, здоровья и чистоты. Только в саттве человек может жить духовной жизнью, стремиться к идеалу. К обретению такого состояния призывали народ религиозные наставники и священнослужители любых конфессий, в том числе христианства.
Раджас — это страсть, нетерпение, гнев и ярость. Благостный воин в битве бесполезен, счастливого и спокойного царя (слово “раджа” означает “царь”) недолго будут терпеть его подданные.
Тамас означает невежество, сопротивление, нечистоту и лень. Однако, кто бы смог, не обладая этими качествами, выполнять тупую, тяжелую, грязную, однообразную работу или, скажем, всю жизнь торговать на рынке?
От рождения каждый человек тяготеет к какой-то одной из гун, хотя имеет в себе элементы всех трех. Вот откуда, по мнению индийцев, берутся наши пищевые пристрастия.
Люди и продукты
В Бхагавадгите, древнеиндийской религиозной поэме, есть такие строки: “Людям саттвы нравится пища, что сочна, сытна, масляниста: от нее в существах — долголетье, сила, ясность, здоровье, радость”. Но и в любом человеке эта чистая пища порождает спокойствие и благость, оказывая непосредственное влияние на темперамент и поведение. К саттвичным продуктам относится все, приготовленное из молока, а также фрукты, овощи, орехи, зерновые и бобовые культуры.
Но опасайтесь добавлять к саттвичной пище много специй и приправ: она приобретает качество раджаса, то есть гуны страсти. Людям раджаса по душе “с солью, горькая, кислая, жгучая, слишком острая, грубая пища”. Она вызывает возбуждение тела и ума, причиняет страдания, несчастья и болезни. В эту же категорию попадают и все виды мясной пищи.
Пища черствая, вкус потерявшая, пища с запахом или гнилая, также все, что нечисто, объедки — вот что нравится тамаса людям”.
Только тем, кто находится в гуне невежества — тамасе — могут нравиться блюда, простоявшие ночь или оставшиеся после трапезы. Несвежие продукты и перезрелые фрукты, консервы и копчености, вяленая вобла и лежалая селедка — все это тамас. Те, кто питается такой пищей, часто и мучительно болеют, страдают леностью тела и ума.
Порочный круг
Чем же мы сегодня питаемся? К сожалению, надо признать, что наша пища в основном соответствует раджасу (возбуждению) и тамасу (невежеству). Это одна из важнейших причин жестокости и беспокойства в умах людей, утраты ими физического здоровья. Причем образуется порочный круг: пища определяет гуну (качество), а гуна стремится к пище, подходящей для нее. Иными словами, пища, которую мы едим, оказывает непосредственное влияние на нашу жизнь. Скольких ненужных страданий можно было бы избежать, если бы мы руководствовались в выборе пищи правильными критериями!
Раджастичная пища, и, прежде всего, мясо, является преградой на пути духовного самосовершенствования. Мясо стимулирует наши низменные страсти, физически раздражает и приносит в организм токсины, рожденные болью и ужасом, которые животное испытывало в момент смерти. При избыточном потреблении животных белков в организме нарушаются нервные процессы, иногда развивается невротическое состояние, резко повышается агрессивность. Недаром гладиаторов специально кормили мясом.
Тамасичной пищей заполнены гастрономические отделы продуктовых магазинов. Продукты длительного хранения, содержащие консерванты, много жира и крахмала — это тоже тамас, как и остывшая, вовремя не съеденная пища. Много тамасических свойств несут в себе мясо, рыба и вино. Тамас ослабляет ум и интуицию, не подпитывает организм энергией, ведет к многочисленным болезням. Такая пища не должна заполнять наши желудки.
Pages: 1 2