Любовь к вредным продуктам

Нередко мы с удовольствием едим продукт и при этом знаем, что он вредный. Чем можно объяснить подобный сбой нашего инстинкта самосохранения? Рассказывает доктор наук Жанетта Горелова, руководитель лаборатории эпидемиологии питания Научного центра здоровья детей РАМН.
Любовь к вредным продуктам
Скорее всего, сбой нашего инстинкта самосохранения вызван нашей неграмотностью и привычкой есть все самое красивое и вкусное. При этом нам прекрасно известно, что не все вкусное одновременно и полезно. Через вкусовые, зрительные и обонятельные рецепторы мы получаем информацию, которая поступает в наши мозговые центры, ответственные за насыщение, и у нас срабатывают как условные, так и безусловные рефлексы. Мы едим то, к чему привыкли с детства, в зависимости от традиций питания — национальных, религиозных, региональных, которые имели место в нашей семье, а также от качества жизни (достатка, уровня доходов и т.д.) и условий окружающей нас среды. Все это — те главные факторы, которые могут сформировать у нас вредные привычки. Вредные привычки — это лишь часть явления, которое называется “нерациональное пищевое поведение”. Почему мы покупаем не самые полезные продукты, как мы их готовим — жарим или тушим, как мы их едим — на ходу, быстро проглатывая пищу, или обедаем, уткнувшись в телевизор или компьютер, да еще одновременно разговаривая по телефону — все эти вредные привычки — элементы “нерационального пищевого поведения”.
Порой мамы и бабушки сами насильно заставляют ребенка питаться нерационально. О чем это говорит? О том, что менталитет, который сформировался в семье, в обществе, еще далек от идеологии здорового образа жизни. Поэтому необходимо формировать мотивацию на здоровье с самого детства, а для этого нужно воспитывать как детей, так и взрослых! Ведь все мы знаем, что лучше предупредить болезнь, чем ее лечить.
В подростковом возрасте пищевые привычки уже сформированы, и корректировать их очень сложно. Здесь важную роль играют педагоги, психологи и родители, их совместные усилия. Например, ребенка в раннем возрасте можно убедить есть здоровую пищу, мотивировав его тем, что тогда он вырастет красивым и сильным. У детей постарше пищевые привычки корректируются с “минуса” на “плюс” другими установками: от вредной еды они могут отказаться из-за страха заболеть неизлечимыми или смертельными заболеваниями. Поэтому большую роль играет просвещение, например, лекции в школах о здоровой и вредной еде. В частности, если рассказать, что ортофосфорная кислота, содержащаяся в пепси-коле и других сильно газированных напитках, вызывает микроожог слизистой желудка и пищевода, и что это приводит к гастритам и дуоденитам, то ребенок будет постепенно отказываться от газировки, так как он боится последствий. Конечно, если ребенка соблазнять, то ему трудно устоять. После лекции ребенок возвращается домой, а в холодильнике двухлитровая бутыль колы охлаждается… Поэтому лучше просвещать детей одновременно с родителями и даже педагогами — ведь у взрослых тоже есть вредные пищевые привычки.