Нередко мы с удовольствием едим продукт и при этом знаем, что он вредный. Чем можно объяснить подобный сбой нашего инстинкта самосохранения? Рассказывает доктор наук Жанетта Горелова, руководитель лаборатории эпидемиологии питания Научного центра здоровья детей РАМН.
Скорее всего, сбой нашего инстинкта самосохранения вызван нашей неграмотностью и привычкой есть все самое красивое и вкусное. При этом нам прекрасно известно, что не все вкусное одновременно и полезно. Через вкусовые, зрительные и обонятельные рецепторы мы получаем информацию, которая поступает в наши мозговые центры, ответственные за насыщение, и у нас срабатывают как условные, так и безусловные рефлексы. Мы едим то, к чему привыкли с детства, в зависимости от традиций питания — национальных, религиозных, региональных, которые имели место в нашей семье, а также от качества жизни (достатка, уровня доходов и т.д.) и условий окружающей нас среды. Все это — те главные факторы, которые могут сформировать у нас вредные привычки. Вредные привычки — это лишь часть явления, которое называется “нерациональное пищевое поведение”. Почему мы покупаем не самые полезные продукты, как мы их готовим — жарим или тушим, как мы их едим — на ходу, быстро проглатывая пищу, или обедаем, уткнувшись в телевизор или компьютер, да еще одновременно разговаривая по телефону — все эти вредные привычки — элементы “нерационального пищевого поведения”.
Порой мамы и бабушки сами насильно заставляют ребенка питаться нерационально. О чем это говорит? О том, что менталитет, который сформировался в семье, в обществе, еще далек от идеологии здорового образа жизни. Поэтому необходимо формировать мотивацию на здоровье с самого детства, а для этого нужно воспитывать как детей, так и взрослых! Ведь все мы знаем, что лучше предупредить болезнь, чем ее лечить.
В подростковом возрасте пищевые привычки уже сформированы, и корректировать их очень сложно. Здесь важную роль играют педагоги, психологи и родители, их совместные усилия. Например, ребенка в раннем возрасте можно убедить есть здоровую пищу, мотивировав его тем, что тогда он вырастет красивым и сильным. У детей постарше пищевые привычки корректируются с “минуса” на “плюс” другими установками: от вредной еды они могут отказаться из-за страха заболеть неизлечимыми или смертельными заболеваниями. Поэтому большую роль играет просвещение, например, лекции в школах о здоровой и вредной еде. В частности, если рассказать, что ортофосфорная кислота, содержащаяся в пепси-коле и других сильно газированных напитках, вызывает микроожог слизистой желудка и пищевода, и что это приводит к гастритам и дуоденитам, то ребенок будет постепенно отказываться от газировки, так как он боится последствий. Конечно, если ребенка соблазнять, то ему трудно устоять. После лекции ребенок возвращается домой, а в холодильнике двухлитровая бутыль колы охлаждается… Поэтому лучше просвещать детей одновременно с родителями и даже педагогами — ведь у взрослых тоже есть вредные пищевые привычки.